Тип политика, неудобного для власти, уходит из нашей жизни
29 декабря 2007 года

2 декабря 66-летнего кандидата Хабибуллина, пытавшегося получить на одном из избирательных участков Казани ответы на разные неудобные вопросы, попросили на выход так, что тот, падая, пробил головой окно (см. "ВК" от 5 декабря). Тогда у него случились сотрясение мозга и сердечный приступ. Заявления об этом ушли в Вахитовский райсуд Казани и в Прокуратуру Татарстана, а Фарит Ахметжанович, вместо того чтобы лежать и лечиться, принялся ходить по инстанциям, добиваясь справедливого наказания виновных. Товарищи Хабибуллина считают, что недаром он умер на Кремлевской - наверняка, говорят, шел из прокуратуры... Его жена сказала "ВК", что для нее очевидно: случившееся на выборах было именно тем, что принято называть последней каплей: "Из-за этого он, бедный, скорчился весь..."

Так к концу этой недели стало понятно, что уходящий год, главным политическим событием которого формально были выборы в Госдуму РФ, обрел символичное завершение. Тип кандидата, неудобного для действующей власти, уходит из нашей политической жизни - это фигуральное выражение оказалось проиллюстрированным смертью Фарита Хабибуллина неожиданно буквально и страшно. Ну а решение, возбуждать ли уголовные дела по случившемуся с кандидатом в депутаты в день выборов, все еще не принято...

А ведь начинался этот политический год в Татарстане во здравие! В январе, чтобы поздравить Минтимера Шаймиева с 70-летием и зафиксировать его выдающиеся заслуги в строительстве общефедеральной власти, в Казань приехал весь президиум Госсовета при президенте РФ во главе с самим президентом, который вручил главе Татарстана орден "За заслуги перед Отечеством" I степени.

Сам же Минтимер Шаймиев в эти юбилейные дни продемонстрировал не только свою обычную политическую прозорливость, еще в январе спрогнозировав, что на декабрьских выборах в Госдуму "в Татарстане "Единая Россия" одержит убедительную победу". Но тогда наш Акела промахнулся с оценкой степени предстоящей победы: в том же интервью "Интерфаксу" Шаймиев высказал сомнения, сможет ли эта партия добиться конституционного большинства в парламенте и нужно ли это вообще: "Это слишком высокая планка...".

Но в уходящем году стало окончательно ясно, что нет в политической природе России таких планок, которых не перепрыгнули бы власти регионов от страха, что соседям удастся прыгнуть еще выше. И вот пока эшелон власти на всех парах двигался от января к декабрю, ужас распространялся по нему: а ну как машинисту покажется, что 30-й или 79-й вагон как-то нетвердо держится магистральной линии из-за того, что ответственный товарищ не содержит в порядке тормоза?.. От такого ужаса у кого хочешь вагончик тронется. Так что, когда в Смоленской и Ярославской областях удалось положить в копилку "ЕР" лишь чуть больше половины бюллетеней (по европейским меркам - бесспорный успех, но на фоне Чечни с ее 99,4 процента за "Единую Россию"...), губернаторы опрометью добровольно ринулись в отставку!

У властей Татарстана, конечно, нужды в политическом харакири не возникло. Ведь показатель - 81 процент за партию власти, а ни одна другая не преодолела у нас проходного барьера - был на зависть властям большинства регионов. А конституционное большинство "ЕР" в Госдуме, в необходимости которого сомневался президент Татарстана, стало фактом.

Уходящий год войдет в историю республики еще и завершением эпопеи перезаключения договора о разграничении полномочий между федеральными и татарстанскими властями - это произошло в июле. Правда, договор 1994 года называли Большим, а договор-2007 можно назвать маленьким: из прежних полномочий в нем остались разве что паспорта со вкладышем и норма, что президент Татарстана должен владеть обоими госязыками республики.

А еще 2007 год в столице Татарстана был годом уличных акций. Такого их количества Казань не видела со времени борьбы за суверенитет! Но тогда, полтора десятилетия назад, активисты были привозные - их организованно доставляли автобусами из глубинки на площадь Свободы. Теперь же их проводила сюда собственная, истинно жизненная нужда. Кто только не митинговал в Казани в 2007-м: и частные предприниматели, которых выживали с рынка, и обитатели общежитий, которых выживали из их единственных обиталищ, и жители аварийных домов, и обманутые дольщики... И не всем удавалось уйти с акции своими ногами - кое-кому помогала в этом милиция, пользуясь имеющимися в ее распоряжении средствами умиротворения недовольных... Выразительная картинка времени экономического подъема и политической стабильности.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"